:: ATR
Теги: Новости, Авиакомпании, Промышленность, ТОиР, Двигатели, Разработки, Региональные перевозки, Экология, ATR, Embraer
ATO.ru — ATR планирует запуск программы ремоторизации семейства турбовинтовых самолетов в 2023 году, ставя амбициозные задачи по повышению топливной эффективности, снижению экологического следа и эксплуатационных расходов, в частности стоимости техобслуживания.
Франко-итальянская компания получила одобрение на запуск программы от акционеров — Airbus и Leonardo, после чего опубликовала запрос предложений от двигателестроителей. Свои предложения потенциальные поставщики должны представить до конца июня, после чего будут проводиться более детальные обсуждения как с поставщиками, так и с потенциальными заказчиками. Предполагаемый ввод в эксплуатацию ремоторизованной версии намечен на 2030 год.
Программа разрабатывается под кодовым названием ATR EVO. Старший вице-президент ATR по коммерческим программам Фабрис Вотье сообщил, что производитель ставит задачу снижения расхода топлива и выбросов, а также стоимости техобслуживания на 20% по сравнению с нынешней версией ATR 42 и ATR 72. Кроме того, рассматриваются перспективы создания еще одного, более вместительного представителя семейства за счет увеличения длины фюзеляжа. Но в ближайшей перспективе инженеры сосредоточатся на модернизации существующих моделей: ATR 42, ATR 42STOL (короткого взлета и посадки), ATR 72 пассажирского и грузового.
Между тем конкурент ATR — бразильская компания Embraer изучает возможности вернуться на рынок турбовинтовых самолетов. Производитель собирается принять окончательное решение по концепту Energia к середине следующего года, а вывести на рынок новую модель предполагается уже к 2028 году. Рассматривается вариант самолета на основе фюзеляжа реактивного E-Jet, но с измененной архитектурой и двигателями, смещенными в хвостовую часть.
Центральной задачей для обоих конкурентов является выбор двигателя, который предложит существенно лучшие характеристики, чем существующие модели, но при этом нужно успеть завершить проект ремоторизации до того, как в игру вступят новые технологии, такие как водородные топливные ячейки.
ATR и Embraer приходится считаться со стратегическими интересами двигателестроителей, которые сейчас серьезно инвестируют в технологии будущего поколения.
При этом Стефан Виала, старший вице-президент ATR по инжинирингу, уверен, что у его компании более выигрышное положение, поскольку самолет, который планирует создать Embraer, больше и тяжелее.
Новый двигатель обязательно должен включать некоторые возможности гибридной электротяги, говорит Виала. Благодаря дополнительной электротяге на взлете и в наборе, можно оптимизировать расход топлива на эшелоне, считает он.
Предлагаемый двигатель должен иметь возможность адаптации под использование 100% топлива из возобновляемых источников (SAF). ATR также хочет, чтобы самолет можно было в дальнейшем адаптировать под различные виды двигателей, в том числе под водородный, когда он появится. Однако Виала предупреждает, что для такого перехода потребуются существенные инвестиции в инфраструктуру в небольших и отдаленных аэропортах, где обычно эксплуатируются турбовинтовые ATR.
Нынешнее поколение ATR использует двигатели Pratt & Whitney Canada PW127M и шестилопастные винты Hamilton Sundstrand. И хотя новый двигатель — главный элемент программы модернизации, но не единственный. Винт также планируется заменить — на восьмилопастной. Рассматривается применение в конструкции салона новых материалов на основе природных смол. А также планируется оснастить самолет новой электрической противообледенительной системой.
В плане бортового оборудования ATR предполагает перейти на автономную цифровую систему управления двигателями (FADEC), что станет прецедентом установки данной системы на турбовинтовой самолет. "Для экипажа одна РУД (ручка управления двигателем) вместо двух означает снижение рабочей нагрузки", — аргументирует Виала. Также запланирован апгрейд системы управления полетом (FMS).
Сегодня мировой совокупный парк ATR насчитывает 764 самолета, из которых 195 в статусе резервных, то есть их налет составил менее двух дней за прошедшую неделю. Еще 259 самолетов законсервированы. Портфель заказов составляет 165 единиц. Доля ATR 72-600 намного превосходит остальные модификации (381 единица), за ней следует ATR 72-500 (150 единиц). Совокупный парк менее вместительной версии составляет 49 ATR 42-600 и 46 -500.
В прошлом году производитель поставил 31 самолет, план на этот год — порядка 40 поставок. К 2024 году компания планирует выйти на темпы производства в 50 самолетов в год. — ATO.ru
:: ATR
Источник: ato.ru